Искусство, достойное Эрмитажа
/ Культура / Татьяна Полякова
Художественное начало в гжельском промысле очень сильно, и наибольший вклад в его развитие был внесен во второй половине XX в. талантливыми, именитыми мастерами. Среди них - яркий творческий тандем наших современников, заслуженных художников России Натальи и Владимира Бидак.
Выставка, приуроченная к юбилею художников, открылась в Раменском музее 20 января.
В выставочном зале собрались коллеги, друзья, ученики и ценители творчества талантливых художников. На открытии присутствовала Наталья Трофимовна Бидак. Она поделилась воспоминаниями о супруге, рассказала об их совместном творческом пути. В мероприятии приняли также участие председатель комитета по культуре и туризму Марианна Рогатина, директор Раменского музея Людмила Слизова, доктор искусствоведения, член корреспондент Академии художеств Татьяна Астраханская, председатель правления «Палаты народных промыслов и ремесел» Сергей Акентьев и другие почетные гости.
Творчество супругов Натальи и Владимира Бидак многогранно. При формировании экспозиции организаторы постарались как можно полнее раскрыть все его многообразие. На выставке представлен не только гжельский фарфор, но и графика, и скульптура.
Наталья Трофимовна (1952 г.р.) и Владимир Степанович Бидак (1952-2021) по окончании Московского технологического института с 1978 г. работали в гжельском промысле. Придя в этот всемирно известный промысел в период его наивысшего расцвета, художники сыграли огромную роль в формировании стилистики современного фарфора Гжели. И одновременно складывался их собственный творческий почерк, в равной степени и предельно узнаваемый, и глубоко традиционный. Отличительными качествами произведений Натальи и Владимира Бидак являются жизнерадостность, красота, функциональность. Художниками выработан свой собственный оригинальный стиль, с чисто народной мягкостью и подвижностью форм и росписи. В совместной работе художников нет четкого деления скульптора и живописца, скорее, можно говорить о совместном поиске средств для выражения искомого образа. Но все же в большей мере Владимир занят проблемами формообразования, а Наталья - росписью.
Владимира интересовал не только фарфор, но и другие керамические методы. На выставке представлены вещи из шамота и керамики. Свои сокровенные мысли и фантазии Владимир выражал в графических работах.
Наталья, будучи прирожденным живописцем, особенно была восприимчива к ручной росписи, к знаменитому гжельскому густому мазку. Наталья Бидак не только художник, но и педагог высшего класса по возрождению гжельской росписи, преподавала в художественной школе. Она изучила и подняла на высочайший уровень систему мазка создательницы современного гжельского фарфора Наталии Бессарабовой.
Удивительно глубоко усвоив приемы работы с кобальтом, Наталья Бидак сформировала свой собственный подход к работе с тоном, который отличается богатством тональных градаций, исключительно звучных.
Мастерам присуще чувство «большого стиля», которое реализовалось в том, что Наталья и Владимир первыми в Гжели начали работать с широким ассортиментом изделий. У них стали появляться наиболее полные и расширенные сервизы со всевозможными чашками, бокалами, десертными тарелками, менажницами, салатниками и прочими предметами.
Стремление к художественному выражению больших тем породило целый ряд работ гражданского звучания: кубок «Державный», часы «Георгий Победоносец». Особое место в творчестве художников занимает тема «Священные таинства». Несколько предметов из этой серии, над которой Владимир Бидак продолжал работать в течение 10 лет и до последних дней, также представлено на выставке. Всего же произведений из этого цикла было создано более сорока.
По признанию исследователей народных промыслов, творчество четы Бидак достойно лучших музеев страны. Выставка Натальи и Владимира Бидак обязательно найдет отклик у всех, кто любит искусство Гжели.
Раменский музей регулярно проводит выставки работ гжельских художников и комплектует свои фонды произведениями гжельского народного промысла. По словам директора РИХМ Людмилы Слизовой, «в этом музей видит свою особую миссию, так как Раменское и Гжель связаны кровными узами - территориально и исторически». Сегодня в коллекции музея есть работы большинства современных художников. «Мы будем стараться пополнять свои фонды, чтобы сохранить эти произведения искусства для будущих поколений», - отметила Людмила Слизова.
Татьяна Астраханская, доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии художеств:
- Выставка уникальна тем, что проходит в дни памяти Владимира Степановича Бидака и приурочена к юбилею обоих художников. В ней много новизны. И хотя Владимир и Наталья выставлялись в Русском музее и других крупнейших музеях страны, здесь их творчество представлено наиболее широко.
Наталья Бидак, художник гжельского промысла:
- Выставка очень хорошо сформирована, представлено все многообразие работ Владимира Степановича. Он очень любил рисовать. Его отличало исключительное трудолюбие. Если он чувствовал вдохновение, то мог работать, целыми днями, не выходя из мастерской. Иногда он уходил в библиотеку и занимался графикой. Свои графические работы он писал тушью и тоненьким перышком. Никаких эскизов он не делал, все, что у него было на душе, сразу ложилось на лист бумаги.
Петр Гордеев, старший научный сотрудник РИХМ:
- С Натальей и Владимиром Бидак мы познакомились в 1978 г., когда совсем еще молодыми художниками они пришли работать в Гжель. На выставке представлены работы разных периодов творчества этого талантливого тандема. Здесь есть предметы, как принадлежащие семье Бидак, так и из фондов музея. Мы с большой любовью и интересом создавали эту экспозицию.
Татьяна Полякова
Фото Дмитрия Юханова
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.