«Люди, помните!»
/ Культура / Ирина Комова
К всенародно любимому, святому для каждого россиянина празднику – Дню Победы в Раменском городском округе готовились все: местные власти, работники ЖКХ, правоохранительные органы, МЧС, пожарные, дорожники, и конечно же, культработники. Буквально за последнюю неделю они провели десятки, если не сотни различных мероприятий, и все они прошли на самом высоком уровне, порадовали ветеранов войны и труда, взрослых и детей. Просто невозможно обо всех рассказать на страницах газеты. Однако мы постараемся выделить главные события празднования 77-й годовщины великой Победы с участием творческих коллективов округа.
Накануне праздника в ДК имени Воровского многочисленных зрителей приковал, другого слова не подберешь, спектакль по пьесе Алексея Дударева. В основе сюжета пьесы «Рядовые» не военные действия, а судьбы людей. События пьесы «Рядовые» происходили в 1945 году. Неподалеку от Берлина обосновался взвод под командованием старшины Дугина (Андрей Сапрыкин). В нем: бывший партизан Петро Дервоед (В.Пушкин), совсем молодой боец, которого все называют Одуванчиком (Данила Крутых), до предела озлобленный Сергей Буштец (Ю. Антонов) и Матвей Соляник (А. Лысяков).
На сцене шел рассказ о солдатах, которые в страшных, жестоких условиях смертельной войны сохранили в себе человеческое достоинство. Спектакль - это баллада о великой жертвенности народа, который отстоял свою свободу и победил. Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись на сцене в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми. Этот спектакль по многим причинам можно назвать особенным. Война в пьесе Дударева - это страшный и постоянный спутник всех разворачивающихся на сцене событий. Ужас и жестокость войны здесь показаны через личные ощущения персонажей. Из незамысловатых, но таких искренних рассказов героев пьесы, как из лоскутков судеб был сшит флаг Победы, который развевался над Рейхстагом 9 мая 1945 года.
Рядовые солдаты у Дударева начисто лишены схематичности, они настолько живые, что приходит ощущение реальности всего того, что происходит на сцене и этому немало способствуют костюмы актеров и реквизит - солдатское обмундирование, оружие, ордена и медали военных лет. Кадры документальной кинохроники, дополняющие спектакль и музыка, звучащая по ходу действия, тоже подобраны так, чтобы не разрушить ощущение реальности происходящего. В спектакле нет деления на главных героев и второстепенных, все они - герои той страшной войны; и не только мужчины, но и женщины, и молоденькие девочки, на плечи которых обрушилась такая большая беда.
Наверное, в памяти каждого был родной человек, которого у него отняла война. Именно поэтому зал был полон задолго до начала спектакля. Ведь эта тема, о судьбах наших отцов, дедов и прадедов, о человеческой растерянности перед той жизнью, которая ожидала их на войне и после победы, не может не волновать. Все началось совершенно необычно. В абсолютной темноте в свете луча прожектора Татьяна Васильевна Андреева проникновенно прочитал стихотворение Давида Самойлова «Сороковые, роковые...» И вот открывается занавес, гремят взрывы и на глазах зрителей умирает раненый солдат. Песни Булата Окуджавы в исполнении Анастасии и Руслана Заркуа словно сплетают в единый клубок все эпизоды спектакля и создают особое настроение. Оно меняется вместе с вибрациями тихого голоса Окуджавы. Его песни звучат как-то очень светло, по-доброму, напоминая о возвышенных чувствах, на которые человек способен даже в аду войны.
Действие происходит в последние дни войны в немецком городке недалеко от Берлина. Дударев написал эту пьесу к 40-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, но актуальность ее только возрастает с прошедшими десятилетиями. Получился почти исповедальный, временами нервный, даже беспощадный разговор о великой жертвенности, о внутреннем «аде». На сцене разрушенный костел. Повсюду ящики со снарядами. Все сцены боев обыграны в основном при помощи света и звука. Ю. Антонову важнее показать то, что происходит в короткие передышки между боями, когда герои говорят о себе, о том, что пришлось пережить, и о том, что их ждет впереди. Перед зрителем проходят разные люди с такими непохожими жизненными историями. Но в одном они, безусловно, схожи: для каждого из них война - это тяжелое испытание, «внутренний ад». У одних она отняла семью, у других - веру, у третьих - человечность и чувство сострадания.
Однако их всех страшит даже не сама война, а то, как они будут жить после нее. Самые обычные человеческие ценности в условиях войны трансформируются: ранее важное и значимое становится неважным и обесценивается. Даже любовь на войне - только мгновенное воспоминание из прошлой счастливой жизни. Для них нет будущего, а есть лишь одно настоящее, переполненное болью, страданием и страхом.
Война не пощадила никого. Из этих, таких разных и таких похожих судеб и складывается общая картина человеческого горя, крепко связавшего всех.
Спектакль получился удивительно сердечным и трогательным, почти исповедальным, именно потому, что актеры ничего не играют, а по-настоящему живут на сцене. Это сразу чувствуют зрители, которые не стесняются своих слез уже с первого акта, потрясенные увиденным и услышанным. На какое-то время вообще забываешь, что ты в театре, а на сцене не реальные солдаты, а артисты. Перед нами - самоотверженный и потрясающий актерский состав театра.
Известно, что Алексей Дударев, когда писал свои пьесы, погружался в характер каждого персонажа, проживал чужие жизни. Вероятно, так срабатывало его актерское прошлое и натура, взращенная на белорусских деревенских просторах, щедро политых кровью в период войны. Важно, что и актеры эту дударевскую эмоциональность почувствовали и даже заметно приумножили.
Ирина Комова
Фото Автора
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.