Дело, которое по душе
/ Социум / Ирина Моисеева
В преддверии Дня учителя мы попросили педагога с многолетним стажем рассказать о своей профессии. Елена Владимировна Зятченкова преподает математику более 20 лет. Работает учителем в средней общеобразовательной школе №1 в городе Раменское. «Обучение детей не может быть только профессией. Это и призвание, и повседневная работа, и дело, которое по душе», - утверждает Елена Владимировна.
- Как обычно, мы начинаем разговор со знакомства. Расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родилась и выросла в Раменском, живу и работаю в родном городе. Училась в школе №1, где сейчас преподаю математику. С этим образовательным учреждением связана практически вся моя жизнь. Здесь учились и моя старшая сестра, и мои дети. По специальности высшего образования я – инженер технолог. Закончила МАТИ имени К.Э. Циолковского и проработала несколько лет на Раменском приборостроительном заводе. Так получилось, что в свое время я изменила профессию и стала учителем в школе, но перед этим прошла профессиональную переподготовку.
- С чем была связана смена профессии?
- Когда я училась в 8-м классе, мой преподаватель математики Лидия Васильевна Мазурова сказала, что из меня получится хороший учитель. Хотя я сразу не поверила, но впоследствии поняла, что она оказалась права. Наверно, такое напутствие и стало определяющим фактором в моей дальнейшей профессии. Да и сама работа мне очень нравится. Я чувствую себя человеком, который занимается своим делом. Преподавателем математики я работаю уже 24 года.
- Что-то изменилось за это время в работе учителя?
- В нашей деятельности, конечно, произошли различные изменения. Вошли современные технологии, появились новые методики преподавания, стало больше работы с компьютером. Многие документы, которые мы раньше вели вручную, перешли в электронный формат.
Но главное, на что по-прежнему мы нацелены – это научить детей думать, самим принимать решения. Вот для этого очень хорошо подходит наша наука - математика. Ученики, решая математические задачи, обдумывают разные ситуации. Это приучает их мыслить, рассматривать варианты, находить верное решение. Да и вообще сейчас понятие задачи в математике называется «математическая модель реальной ситуации». Поэтому, мы учим детей обдумывать разные обстоятельства, в которых они должны принять решение.
- С какой возрастной группой учащихся вы работаете?
- Я преподаю свой предмет ученикам с 5-го по 9-й классы. Ко мне приходят одиннадцатилетние дети, которые потом уходят уже взрослыми ребятами, умеющими думать. Также являюсь классным руководителем. На моем счету уже несколько выпусков.
- Стало ли сложнее работать в школе в сегодняшние дни?
- Да, конечно. Потому, что дети у нас становятся более продвинутыми, их больше интересуют современные компьютерные технологии. Ребята постоянно сидят в своих смартфонах, их внимание сосредоточенно в интернете, в каком-то виртуальном мире, что нас, учителей, совсем не устраивает. Хорошо, что сейчас приняли закон о запрете пользования телефонами в школе. Это очень удобно, помогает нам перевести фокус внимания детей на учебный процесс.
- Удается ли найти общий язык с учениками? А с их родителями?
- Конечно! Если ты ведешь школьников с одиннадцати до пятнадцати лет, то за эти годы с ними сживаешься, можно сказать, «срастаешься». Начинаешь понимать все их сложности, узнаешь об их интересах, видишь их способности. Да и с родителями удается наладить общение. Они всегда рады нам помочь, подсказать, как правильно нам обращаться с их детьми. Вы сами понимаете, что ребята все разные, у каждого из них свой характер, свои желания и стремления. Мы часто встречаемся с родителями, чтобы обсудить успехи и, если случается, неудачи учеников.
- Как вы считаете, что главное в профессии педагога? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
- Прежде всего, надо любить детей, стараться понимать их. Безусловно, нужно в совершенстве знать свой предмет. Уметь объяснять сложное так, чтобы было легко и понятно, заинтересовать, привить любовь к учебе. И конечно главное, это чувство ответственности, понимание, что тебе доверены человеческие судьбы. Наверно, на этом фундаменте строится успешная работа учителя. Еще в нашей профессии очень важны душевные качества: доброта, отзывчивость, желание помочь справиться с трудностями. Ведь мы работаем с детьми, которые познают мир, изучают его и только начинают взрослеть.
- Как относятся к учебе ваши ученики?
- По-разному, бывает, что и с какой-то прохладой. Ответить однозначно сложно. Дело в том, что есть несколько категорий учащихся. Одни понимают, что они должны получить образование, что это нужно, в первую очередь, им самим. Такие дети хотят учиться, и поэтому, учатся с удовольствием. Другие относятся к учебе, как к чему-то обязательному, но при этом не горят желанием и воспринимают обучение в школе, как что-то, что они вынуждены делать. А есть и такие дети, которые не проявляют интереса к получению знаний.
- Вам самой приходится учиться, чтобы, как сейчас модно говорить, «быть в потоке»?
- Учитель учится всегда, каждый день. Мы и уровень квалификации повышаем, и современные технологии осваиваем. Учитель не может стоять на месте. Он должен все время развиваться в своей профессии.
- Что вдохновляет вас в вашей работе?
- Глаза учеников, то, как они на тебя смотрят, с каким вниманием они тебя слушают. Когда дети что-то понимают, это становится заметно сразу. У них глаза загораются огоньком восторга. Лица детей светятся от радости. Это непередаваемые ощущения, когда ты видишь, что ученик тебя понял! Ну и, конечно же, успехи моих ребят. Начиная от контрольной работы, выполненной на отлично и побед в олимпиадах, до успешно пройденных итоговых экзаменов.
- Что бы вы хотели пожелать молодым педагогам, только вступающим на путь этой профессии?
- Приходите работать в школу! В вашей жизни появится много интересного. У вас будет два новых года: первый, как и у всей страны – с 31 декабря на 1 января, а второй – начало учебного года 1 сентября. Приходите, и вы увидите, что хоть это сложная, и порой даже тяжелая профессия, но это дело, которое может стать частью вашей жизни, и оно стоит того, чтобы преодолеть все трудности.
Ирина Моисеева
Фото из архива Е.В.Зятченковой
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.