Сохраняя прошлое, мы понимаем будущее
/ Культура / Роза Ревина
Муниципальное учреждение культуры «Раменский историко-художественный музей» ведет свою историю с 1929 года, в нем можно увидеть редкие экспонаты, каких не встретишь и в более крупных музеях. Выставочных залов семь и галерея, однако, в них представлена лишь десятая часть всего собрания, достигающего около 70 000 тысяч единиц хранения, имеющих мемориальную, художественную или историческую ценность. За всеми этими экспонатами нужен бережный уход, они требуют заботы, соблюдения температурно-влажностного режима, реставрации и «отдыха» от света. Главный хранитель музея Сорокина Елена Сергеевна бережет музейные ценности и изучает их историю уже более 10 лет. Корреспонденту Грани Елена Сергеевна устроила познавательную экскурсию не только по залам музея, но и фондохранилищу. Попутно мы поговорили и о работе хранителя, и о существующих экспонатах, также обсудили и планы на будущее.
- Елена Сергеевна, скажите, вот эта мебель семьи Фонвизиных и прижизненный портрет Петра I, как и другие экспонаты в зале, требуют определенной температуры, ухода?
- Конечно. Нас часто спрашивают, почему ломберный столик для игры в карты бывает временами закрыт, но ведь на нем выгорает сукно, и мы вынуждены его беречь и иногда закрывать. Вы только посмотрите, все элементы инкрустации на нем выполнены разными породами дерева: изображения игральных карт и даже вставки узора.
Оптимальная температура в экспозиционных залах - 22 градуса по Цельсию, она фиксируется дважды в день. Кондиционер пока установлен только в одном зале, но мы надеемся, что появится и в других. Что касается освещения, к примеру, некоторые графические работы, выполненные акварелью или пастелью, боятся солнечного света, поэтому графику экспонируют не более трех месяцев, а потом в течение долгого времени она восстанавливается в полной темноте. В залах у нас установлены специальные светильники, и мы лишний раз стараемся не засвечивать и беречь предметы.
- Есть ли здесь экспонаты, которые вам особенно дороги?
- Я очень люблю старые книги и зал с мебелью 19 века. Это постоянная экспозиция под названием «Забытые усадьбы Бронницкого уезда». Что касается уникальных экспонатов, недавно мы отреставрировали часы «Орфей, играющий на кифаре», они в рабочем состоянии с боем в час и получас, созданы во Франции в 1828 году.
Рядом с ними музыкальный инструмент - клавикорд, звучание которого ниже, чем у рояля, можно сказать, это его прародитель. Инструмент отреставрирован не только внешне, но также механизм находится в рабочем состоянии и на нем теперь можно играть! Однако такая вещь перед каждой игрой требует настройки. В конце сентября в рамках проведения «Культурного четверга» в музее мы заплонировали торжественное мероприятие с демонстрацией вернувшихся с реставрации предметов. Также приглашен специалист, который сыграет на этом инструменте в присутствии реставраторов посетителей музея. Мы вас обязательно пригласим.
Также у нас ожидает реставрации салонный рояль ХIХ века и плюшевые стулья из рогов, подаренные семье Фонвизиных.
- Каким образом экспонаты попадают в ваш музей?
- В основном в дар от людей. Кто-то приносит, к кому-то приезжаем по их просьбе и забираем. Есть определенная процедура приема предметов в музей. Сначала желающий передать что-то приходит к нам с паспортом, затем составляется акт приема, далее на заседании фондовой комиссии принимается решение о том, несет ли предлагаемая вещь ценность историческую, хужественную или мемориальную, сможет ли данная вещь отразить эпоху, быть дополнительным элементом для выстраивания линии показа в экспозиции. До заседания комиссии проходит от одного до трех месяцев, в течение которых даритель принимает окончательное решение о передачи данной вещи в наш музей, потому что он может передумать, например, такое тоже бывает и попросить о возврате. По истечении даного срока оформляется протокол заседания и выносится решение. Затем составляется акт, согласно которому вещь закрепляется на постоянное хранение и использование ее музеем, как владельцем. К акту прилагается договор дарения с прописанными необходимыми условиями. С этого момента вещь принадлежит музею и попадает в отдел учета, где проходит две или три ступени учета в зависимости от ценности.
- Откуда вы узнаете историю попавшей в музей вещи?
- Изучаю архивные документы, также просматриваю информацию в каталогах, возможных печатных изданиях об аналогах вещей, изучаю историю их бытования. Конечно же, советуюсь со специалистами узкого направления, например, в настоящее время мы обратились к специалистам отдела металла Государственного Исторического музея. Надеюсь, что нам помогут с определением точного времени бытования двух медных кувшинов Демидовских заводов, по моим предположениям рубежа ХVII-ХVIII веков. На их горловине есть надписи вязью.
Я направила снимки экспонатов, сейчас ждем прочтения данной надписи, планируется, конечно же, непосредственная встреча и обсуждение. Посмотрите, на их тулове орнамент – двуглавый орел, но без короны, а с шапкой Мономаха, крылья опущены, а не расправлены, много изображений мифологических персонажей. И так с каждой вещью, вне зависимости от временного периода ее бытования. Также необходимо внести всю информацию о предмете в Комплексную автоматизированную музейную систему (КАМИС) для использования сотрудниками при составлениии экскурсионных текстов, пояснительных текстов, этикетажа и так далее.
Еще один интересный экспонат – фисгармония, которую музею передала учительница г. Раменское еще в прошлом столетии. Несколько лет назад мы его отреставрировали, и сегодня можно увидеть данный предмет в экспозиции музея. Фисгармония 1905 года, Америка. Откуда инструмент появился у той женщины, мы не знаем. Опять же, часы «Орфей, играющий на кифаре», обратите внимание, на них не хватает не только защитного фасетного стекла на циферблате, но и других элементов декора. Есть отверстия на постаменте в уголках, значит налицо утрата элементов. Кроме того, реставратор высшей категории Булатов Валерий Александрович, который занимался восстановлением механизма данных часов, снял о них небольшой фильм. Там показано, что происходит с часовым механизмом внутри, как ходят шестеренки, стучат молоточки и воспроизводится звук. Глазу посетителей этого, конечно, не видно, так как механизм находится в корпусе. Внутри них купол посеребренный, но не оригинальный, а поставленный от телефонного аппарата (по нашим предположениям), значит часы ранее ремонтировали.
В 2014 году некоторым экспонатам нашего музея были вручены сертификаты «Памятник науки и техники» от Политехнического музея в Москве. Таким образом часы имеют не только историческую, но и научную ценность.
Еще один потрясающий экспонат – солнечные часы с полуденной пушкой. Их в середине ХVIII века создал Егор Сергеевич Трындин, основатель компании «Трындин и Сыновья». Они также в рабочем состоянии, как и тельфер – большой грузоподъемный механизм унитарного предназначения. В данном экспонате все детали оригинальны, ни одной замененной на новую, поэтому он признан уникальным памятником. В дальнейшем мы планируем провести в музее конференцию с привлечением специалистов и реставраторов, отражающую историю развития часовых механизмов, на примере предметов, хранящихся здесь.
- Многие думают, что музейные работники только открывают залы и следят за посетителями, чтобы те не трогали экспонаты руками. На самом деле работа хранителя не такая простая и невозможна без энциклопедических знаний. Уверена, что посетители с удовольствием заглянули бы и в хранилище музея, куда вы водили меня, а не только в выставочные залы.
- Многим известно, что мы с 2005 года в этом здании, но не все понимают, как сложен переезд для музея. В настоящее время фондохранилища также переехали. Это заняло больше года и сейчас мы находимся в, так сказать, законсервированном состоянии. Многие предметы и архив музея не распакованы. Ведь нужно не только распаковать и разложить все, но и сделать топографию мест хранения, также мы попутно занимаемся оцифровкой наших коллекций. Необходимо собрать и установить музейное оборудование для хранения, которое тоже зачастую пока в упаковке. Однако у музея в планах - проводить фондовые экскурсии небольших групп в хранилища некоторых коллекций. Пока хранилища музея для посещения публикой не предназначены и находятся лишь на службе у вещей. Нами закуплены драйверы с неглубокими выдвижными ящиками для хранения, например, графики, или предметов из ткани, требующих особых условий.
- Как часто и каким образом проводится уборка помещений с выставленными экспонатами?
- Обеспыливание проводится службой смотрителей музея ежедневно на открытых поверхностях при помощи мягких кистей и тканей. Последняя среда месяца в музее -санитарный день, он закрыт для посетителей. Тогда пылесосом обязательно обеспыливаются стены (у нас они обиты материалом), проводится химическая обработка чучел в уголке природы, обрабатываются все кожаные, полированные поверхности веществами, ркомендованными ресравраторами. Также раз в три года проводится противопожарная обработка стен. Многие вещи убраны в демонстрационные стеклянные кубы – это музейное оборудование, куда пыль практически не проникает.
- Знаю, что у вас часто проходят временные экспозиции. Расскажите пожалуйста, каким образом художник или другой творческий человек может провести в музее свою выставку?
- Необходимо позвонить в экспозиционно-выставочный отдел, где специалисты ведут планирование выставочной деятельности и договориться.
- Чем еще, кроме посещения выставок, может быть полезен историко-художественный музей жителям и гостям нашего города?
- У нас большая коллекция книг, журналов, есть газеты «Авангард» с 1930 г. по настоящее время. Часть, например, 1941-1945 гг. уже оцифрована и можно просмотреть в электронном виде. В нашей коллекции книги с ХVIII века по общим вопросам истории, например, есть печатные издания на французском, немецком языке. Также, можно ознакомиться с «Докладами Бронницкой Уездной Управы», журналами «Народный учитель», «Вестник воспитания», журналом «Нива»; нотными изданиями начала ХХ века. В фондах музея хранятся выпуски ежемесячного историко-литературного журнала «Русский архив», издававшегося в Москве до 1917 г. Этот журнал современники называли «живой картиной былого», поскольку он содержал публикации неизданных, мемуарных, документальных материалов, освещавших культурную и политическую историю России в ХVIII и ХIХ веках. По числу опубликованных источников в то время «Русский архив» стоит на первом месте среди русских исторических журналов.
Работа с фондовыми материалами ведется по аналогии с читальными залами архивов и библиотек, то есть самостоятельное фотографирование, сканирование пользователям не разрешается. Мы приглашаем специалистов, педагогов, студентов, интересующихся людей ознакомиться с нашей коллекцией печатных материалов. Еще раз напомню, услуги оказываются по предварительной записи, звонку и договоренности о дне посещения.
В летнее время по субботам у нас проводятся мастер-классы для детей: рисование, обучение гончарному делу и тому подобное. Мы даже организовываем вечера усадебной культуры, где дети и подростки могут потанцевать на настоящем балу. Очень много всего, приходите в гости, всегда и всем рады!
Справочная информация:
Елена Сергеевна Сорокина работает главным хранителем «Раменского историко-художественного музея» более 10 лет. Ее общий стаж музейной работы составляет 18 лет. Елена Сергеевна родилась в г. Бронницы 6 июля 1980 года. Окончила Московский Государственный Институт Культуры и искусства по специальности «Музееведение и охрана памятников».
Благодаря ее стараниям по составлению документальной базы обоснования реставрации памятников истории и культуры Раменский музей уже более 7 лет входит в федеральную программу «Культура России».
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.