В музей приходят за созерцанием…
Музей – это академическое учреждение и ждать от него фейерверков – неправильно. Сюда люди приходят за глубокими эмоциями и впечатлениями, сюда приходят размышлять и познавать, получать эстетическое удовольствие. Сегодня все привыкли к клиповому восприятию окружающего мира и того же ждут от музеев. Многие музеи вынуждены идти на поводу у публики ради выполнения показателя посещаемости и пытаются привлекать посетителей не совсем музейными форматами, но я очень надеюсь, что скоро случится переосмысление важности и ценности музея, как учреждения. Дело в том, что музей – это самый уникальный социальный институт среди существующих. Несмотря на изменения, которые претерпевает общество, он сохраняет свою цельность. Я надеюсь, что будет сохранять и в дальнейшем, и с музеями не случится то, что сейчас происходит с библиотеками. Как можно отучить людей читать? Превратить библиотеку в культурно-досуговый центр. Зато мы идем в ногу со временем и удовлетворяем запросы публики. Люди итак стали меньше интересоваться книгами, так давайте еще и в библиотеках будем развлекаться, теперь там и йогой занимаются, и танцуют, и лепят, и рисуют. Это все хорошо только в качестве дополнения, если не меняется сущность самой библиотеки.
Люди часто говорят про музеи: «Там скучно, зачем туда ходить? Я один раз был и больше не пойду». На мой взгляд проблема в том, что многие перестали погружаться в себя, прислушиваться и размышлять, уделять какое-то время на созерцание. К нам иногда приходят посетители на 15 минут и убегают. Что же они успели посмотреть за это время? Даже простая математика: у нас 7 экспозиционных залов, то есть в каждом зале они провели не больше 2 минут! Плюс галерея почти 100 метров. Что же можно успеть увидеть за это время, чтобы сделать выводы?
То есть посетители пришли в музеи и ничего не поняли, потому что посмотрели картинки быстро, как в «Инстаграме», но музей нельзя так «пролистать». Современный человек привык к клиповому восприятию и когда не мелькает, он сам не может остановить ни на чем взгляд. Но чтобы картина сразу так зацепила, это должна быть «Джоконда» как минимум.
Конечно, есть и такие посетители, которые планировали зайти в музей на 15 минут, а в итоге проводят в залах больше часа и собираются вернуться еще, потому что они не успели все посмотреть. Мы работаем именно для таких посетителей. Если человек идет с настроем «нечего смотреть», он ничего и не увидит. Да, мы не «Третьяковская галерея», но наш музей единственный в Раменском городском округе на 300 тысяч жителей. Мы не можем похвалиться обилием шедевров, но при этом у нас есть уникальные предметы, подлинники, и просто нужно в этой экспозиции их увидеть и осознать значимость таких вещей. Например, оригинал прижизненного портрета Петра I кисти Луи Каравака, датированный ориентировочно 1721 годом заслуживает того, чтобы около него провести какое-то мгновение. У нас в экспозиции представлены уникальные солнечные часы мастерской Е. С. Трындина, известной в России, по оценкам экспертов это один из четырех сохранившихся в таком состоянии образцов. Эти часы получили всероссийское признание и имеют сертификат Памятника науки и техники I категории. Они тоже заслуживают не беглого осмотра, а более осознанного соприкосновения. В музее представлена большая коллекция живописи. Ее вообще нельзя смотреть, как картинки в «Инстаграме».
Возможно, в силу объективных обстоятельств, в нашем музее не хватает атмосферности и интерактива, нет современного оборудования, но у нас вся экспозиция наполнена подлинниками!
Меня радуют посетители, которые приходят семьей и заказывают экскурсию. Экскурсовод - это проводник в мир музея. Недавно у нас была семейная пара. Посетители прошли с обзорной экскурсией всего два зала и сказали, что пока достаточно и по оставшимся залам они пойдут в следующий раз. То есть вектор меняется, к людям приходит понимание.
Иногда говорят, что музеи плохо вписываются в современные тенденции, да они и не должны вписываться. Другой вопрос, что люди не всегда готовы к традиционным формам музейной работы.
Если вы думаете, что традиционная экскурсия изжила себя, есть приложение Artefakt. Его можно скачать на телефон, найти там Раменский музей и «гулять» по залу «Забытые усадьбы Бронницкого уезда» даже не выходя из дома. Мы стараемся внедрять такие новинки, но я сторонник того, чтобы делать это тактично. Приобретение, реставрация – вот необходимые вещи, а мультимедиа сейчас всюду и это не первоочередное. Хочется сохранить некоторый традиционализм. В обществе сейчас преобладает тяга к развлечениям и даже экскурсию люди пытаются воспринимать, как форму развлекательного досуга. Но на самом деле это большой труд - процесс размышления, освоения и переработки информации. Он не может быть развлекательным, но, конечно, должен быть интересным с точки зрения подачи информации.
В рамках всевозможных акций мы сейчас даже делаем экспресс-лекции всего по 15 минут. Почему так мало? Даем только блок информации, пытаемся заинтересовать, иногда больше современный человек воспринять и не может. Через 15-18 минут наступает кризис внимания, поэтому мы придумали и выстроили экспресс-экскурсии и экспресс-лекции. Очень часто после таких кратких обзоров посетители возвращаются на полноценные экскурсии и лекции.
Конечно, и мы пытаемся развлекать, проводим различные мастер-классы и анимационная программа есть, и концерты. Каждые выходные у нас проходят различные мероприятия и есть, чем заняться, кроме осмотра экспозиций. И это приносит свои плоды. Но все же формат музейного общения – это посещение выставочных залов и экскурсии, но никак не танцы и другие развлечения. Такие активности вторичны и идут в дополнение, в основном, для детей, а взрослая аудитория должна находить в посещении музея отдушину.
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.