Дисциплина и самодисциплина - вот что точно работает на результат
/ Образование / Елена Шмелева
В этом году Константиновской школе исполняется 45 лет. Четверть века в ней работает бессменный директор Галина Симонова. О том, как учить и воспитывать детей, и могут ли современные родители им помочь, Галина Алексеевна рассказала с высоты своего опыта и психологического образования.
- Галина Алексеевна, вы находитесь на посту директора с 1999 года. Сколько учащихся 9-х и 11-х классов за эти годы выпустила школа? Много ли среди них медалистов?
- Из одиннадцатых классов мы выпустили 938 человек, из девятых - 2192 ученика. То есть практически три тысячи человек. Кстати, все население с.Константиново (без приезжих) составляет четыре тысячи жителей. Так что мы обучили 80% всех константиновцев: сформировали мировоззрение, научили смотреть на жизнь широко открытыми глазами.
Можем похвастаться и медалистами. Всего их 46. Золотые медали - у особых детей, их у нас 30, а серебряных медалистов - 16. Получается, что один процент от всех выпускников - медалисты. Это хорошая цифра для сельской школы.
- Есть ли выпускники, которыми вы гордитесь особо?
- Горжусь всеми, кто в жизни стал достойным человеком. Неважно, с какими оценками он закончил школу. Важно, что в жизни он реализовал себя. Он может быть признанным парикмахером, удачливым индивидуальным предпринимателем. И совсем не обязательно быть ученым, руководителем, министром. Точно знаю, что министров среди моих выпускников пока нет, а вот успешных, нужных, состоявшихся людей много, и я от этого счастлива. Важно, чтобы дети из любого региона и местности могли реализовать себя.
- Каждый год в школе проходят вечера выпускников. Приходят ли на нее вчерашние школьники?
- Любая такая встреча трепетна. Испытываешь такие чувства, словно ждешь домой дорогих твоему сердцу гостей. Уже взрослые, возмужавшие ребята приходят в школу с совершенно детскими восторженными глазами. Конечно, в эти мгновения они возвращаются в детство. Это то состояние, которое греет душу, его хочется подольше в себе сохранить.
В последние годы ведущими на таких вечерах выступают дети наших выпускников, нынешние ученики. Налицо связь поколений. У нас особая школа -
в ней учатся не только дети, но уже и внуки выпускников. Эта преемственность чудесна.
- Современные родители сильно отличаются от тех, которые приходили в школу, к примеру, лет 10-20 назад?
- Сейчас родителям тяжелее, потому что они все больше отдаляются от детей. Не находят в себе силы в связи с особенностями современного ритма жизни найти время и нужные слова для своих детей. Пожалуй, это главное изменение, которое произошло в родителях. Они должны быть очень умными, мудрыми и сильными, чтобы, вопреки всем обстоятельствам, помнить главное: для ребенка всегда надо найти время и пообщаться с ним. Миссия родителя - быть нужным, правильным, полезным для своих детей. А кто, если не они? Все остальное сделают другие, но не факт, что хорошо.
- Что вы говорите родителям, которых приходится вызывать в школу?
- Я пытаюсь сформировать в них сознательность, потому что это важно для их детей, но понимаю, что все тщетно. Изменить сознание взрослого нереально, однако у меня есть надежда, что после нашей встречи он будет по-другому мыслить, начнет что-то понимать и предпринимать. Родители приходят со своими проблемами: «Я не могу, я не хочу, я не знаю». Беседуя, я объясняю, что у них нет права на такие слабости.
- Кто вас этому научил? Видно, были хорошие наставники?
- Мне повезло - моими наставниками были родители: мама - учитель и директор и папа - учитель. Они полностью подчинили свою жизнь профессии и школе. Дверь нашего дома никогда не закрывалась - соседи, бабушки, учителя. Часто мама собирала сумку: побросав туда продукты и вещи, она шла навестить ребенка, который оказался в трудной жизненной ситуации. Объясняла мне строго: «Ему наша помощь важнее!»
- Есть ли у вас настольная книга?
- Книга, которая меня всегда будоражит - «Сердце хирурга» Федора Углова. Я уже перечитала ее в разных изданиях. Эта книга заряжает той энергией, которая должна быть у человека, чтобы двигаться по жизни. Рекомендую прочесть ее детям, которые хотят стать врачами.
- Как вы решаете конфликты? Вам помогает второе образование - психологическое?
- Помню, когда только пришла в школу, испытала состояние беспомощности. Вижу ребенка и его проблемы, но не знаю, как ему помочь. Тогда я поняла, что без психологического образования не буду настоящим педагогом.
Социум Константиново был всегда очень сложным. Здесь скорее нужно было детские души формировать, чем интеллектуальное сознание. Училась без отрыва от работы, по выходным, и начала прозревать. Больше всего мне помогла патопсихология, она научила правильно понимать детей. Ребенка надо принять таким, какой он есть, но оставлять его таким нельзя. Ему надо помочь, подсказать, как стать счастливым.
- Как современным детям достичь успеха в учебе?
- Порядок должен быть во всем. Жить нужно под девизом: «Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня!».Дисциплина и самодисциплина - вот что точно работает на результат.
Елена Шмелева
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.