На учебу... в музей!
/ Социум / Лена Брикова
Иногда кажется, что на Раменской земле ничего интересного не происходит. Например, в минувший вторник даже единственный музей нашего округа был закрыт. На самом деле, если двери для массового посещения закрывают, значит это кому-нибудь нужно, ведь всем нам необходимо, чтобы над городом загоралась хотя бы одна звезда…
Пока мы изо всех сил стараемся перефразировать классика и заинтриговать читателей газеты «Грань», специалисты Центра развития образования и досуга готовят молодых профессионалов.
В будущем эти ребята станут настоящими звездами в организации экскурсионных услуг и музейной педагогике. Да, некоторые уроки, гораздо интереснее проводить в музеях, чем в школах, и знаний оттуда дети выносят больше. Свидетелем одного из таких уроков, а на самом деле это был конкурсный этап чемпионата, стал корреспондент газеты «Грань».
18 апреля состоялось торжественное открытие Регионального этапа чемпионатов профессионального мастерства «Профессионалы» на площадках АНО ЦРОиД «Движение вверх» Раменского городского округа. Мероприятие проводилось в Раменском историко-художественном музее, который является индустриальным партнером чемпионатного движения.
Конкурсантов, наставников и организаторов поприветствовала председатель Комитета по образованию Наталья Асеева, свои пожелания прислали менеджеры компетенций «Музейная педагогика», «Организация экскурсионных услуг», «Вожатская деятельность» и «Дополнительное образование детей и взрослых», прозвучало напутствие министра просвещения РФ Сергея Кравцова.
Как проводится чемпионат?
Участники делятся на 2 возрастные категории: юниоры - школьники старше 14 лет, и основная категория - студенты СПО. Их подготовкой занимались наставники, которые на площадках выступают в качестве экспертов групп оценки по каждому соревновательному модулю. Руководит группой оценки индустриальный эксперт - потенциальный работодатель: задача чемпионата не только выбрать победителей, но и дать возможность работодателям сформировать успешный кадровый резерв будущих молодых специалистов. Общее руководство площадкой осуществляет главный эксперт компетенции: его кандидатура выбирается экспертным сообществом и согласуется федеральным менеджером компетенции. Экспертное сообщество площадки АНО ЦРОиД «Движение вверх» было представлено опытными региональными экспертами Екатериной Шаталовой (компетенция «Дополнительное образование детей и взрослых»), Эвелиной Лебеденко («Вожатская деятельность»), Наталией Постновой («Музейная педагогика», «Организация экскурсионных услуг»).
Соревнования основной и юниорской категории также проводятся на базе образовательных организаций муниципалитета: СОШ №4, школа №11 п.Дружба, СОШ №19 и Быковская СОШ №15. Еще одной площадкой стала Ильинская СОШ №25: здесь проходят соревнования по флористике. Конечно, соревнования проводятся несколько конкурсных дней и разделены на этапы. То есть чемпионат идет на разных площадках до конца апреля. Стоит отметить, что в Раменском музее в день открытия чемпионата дети чувствовали себя уверенно, было видно, что задания их не пугают, как и длительность проведения соревнований.
«Сегодня у нас десять участников категории юниоры, ребята приехали из Балашихи, Коломны, Раменского и Одинцова. Также еще пять участников в основной категории - студенты средне-профессионального образования из Гжели. Сегодня проходит чемпионат по юниоркой ветке, школьники должны выполнить четыре модуля. Два из них - на базе СОШ №4: лекция-беседа (участникам нужно было ее разработать и провести перед волонтерами) и разработка абонемента. Кроме нашего музея, вторым индустриальным партнером является Зарайский Кремль, он предоставляет материалы, по которым дети разрабатывают абонемент из трех занятий для участников «Активного долголетия», - рассказала главный эксперт по компетенции «Музейная педагогика» Наталия Постнова.
Юная и уверенная в себе студентка Гжельского колледжа Карина Комиссарова участвовала в компетенции «Музейная педагогика» и провела свой первый урок в музее для учащихся начальных классов. Она рассказала про экспозицию выставки «Крестьянский быт», затем дети задали Карине вопросы, а также сами ответили на задания викторины. За происходящим следили эксперты, делая пометки в своих блокнотах. Позже Карина сказала, что участвует в чемпионате впервые, но при этом никаких сложностей не испытывает.
Что представляют из себя компетенции?
«Музейная педагогика» - компетенция по подготовке специалистов, профессионально занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью в музее, организующих музейно-педагогический процесс с помощью музейных средств и обеспечивающих непосредственное общение посетителя с музейным предметом, музейной средой, музейной информацией в рамках заданной этим процессом программы. Участники этой компетенции легко и профессионально создают музейный образовательный контент, организуют и проводят лекции-беседы, уроки в музее, музейные квесты и театрализации.
Компетенция «Организация экскурсионных услуг» определяет содержание, методы и формы экскурсионного обслуживания, особенности работы с различными аудиториями. Цель компетенции - создание единых стандартов экскурсионного обслуживания, развитие профессионализма экскурсоводов, совершенствование многообразных форм экскурсионной деятельности. Профессия востребована рынком, так как на сегодняшний день экскурсионная сфера в России претерпевает огромные изменения: меняется законодательство, формируются требования к профессиональному багажу экскурсовода, возникают новые профессии, связанные с экскурсионными услугами (экскурсионный блогер, организатор экскурсий, ассистент экскурсовода и др.) - эти тенденции нашли отражение и в модулях конкурсных заданий чемпионата.
Актуальность компетенции «Вожатская деятельность», чемпионат по которой впервые проходит в Московской области, связана с возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Вожатый создает условия для развития временного детского коллектива, планирует и реализует его деятельность в сотрудничестве с напарником. Среди конкурсных заданий, которые участники выполняют в паре, не только проведение игр, сборов и иных мероприятий, направленных на формирование детского коллектива, но и разработка вожатской легенды, организация отрядного пространства и решение проблемных ситуаций в профессиональной деятельности.
«Дополнительное образование детей и взрослых» включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей получения новых умений и навыков и снимает возрастные ограничения для учащихся. В настоящее время дополнительное образование детей и взрослых в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение которого - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учащихся.
Наталия Постнова, главный эксперт по компетенции «Музейная педагогика»:
- Хочу отметить, что чемпионат проводится по наиболее актуальным компетенциям, в Московской области музейное и экскурсионное дело являются одними из ведущих, турпоток в регионе огромный. Кроме того, мы делаем большой упор на взаимодействие с аудиторией. Например, выезды школьников по музеям из перечня, рекомендованного Министерством образования, и клуб «Активное долголетие», который посещает музеи, благодаря региональным программам. В Вожатской компетенции участники соревнуются не индивидуально, а парами. Так мы готовим вожатых для летних школьных лагерей. Победители сегодняшних региональных чемпионатов пройдут отбор, и дальше их ждет национальный финал и всероссийские итоговые соревнования.
Лена Брикова
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.