«Буран» еще вернется!
/ История / Михаил Барков
Первый беспилотный космический корабль дважды облетел вокруг земли и приземлился четко в подготовленное для него место. Было это в 1988 году. В разработке технологических комплексов, которые обеспечивали запуск, полет и посадку космического корабля, а также его транспортировку с места изготовления до Байконура, участвовали наши земляки!
Пятнадцатого ноября 2023 года исполнилось 35 лет со дня первого и единственного полета многоразового космического корабля «Буран» по секретной программе «Энергия-Буран» - советской универсальной ракетно-космической транспортной системе (УРКТС). Торжественный вечер, посвященный этому событию, прошел во Дворце культуры соседнего города Жуковский. А что у нас? Думаете, что в Раменском нет участников этого грандиозного события мирового масштаба, которых поздравили самые близкие люди: родные и друзья? Конечно, есть!
Представляем читателям газеты «Грань» замечательных, талантливых и ныне здравствующих инженеров Бориса Сергеевича Голубева и Владимира Петровича Юшина, а также ушедших от нас В.Благова и В.Исаева. Это наши земляки, непосредственные участники и создатели УРКТС.
Из первых уст
Борис Сергеевич рассказывает: «В 70-е годы начались работы по созданию у нас многоразового космического корабля «Буран», нового носителя для него - «Энергия» (многоступенчатая ракета) и стартовых комплексов на космодроме «Байконур». Эта задача потребовала больших финансовых затрат и усилий многих отраслей промышленности страны в течение более чем десяти лет. Головным предприятием в создании этих универсальных комплексов было Московское конструкторское бюро машиностроения («КБ ОМ»), входившее в Министерство общего машиностроения СССР. В одном из отделов «КБ ОМ», где я работал в должности руководителя группы, была поставлена задача разработать документацию гелиевой компрессорной станции. Чтобы вы понимали, какие задачи приходилось решать при создании этой техники, скажу пару слов о гелии и для чего он нужен.
Химики называют гелий «редким» газом, так как в природе он находится в очень малом количестве. В те годы гелий получали методом переработки обычного горючего газа пропана, который мы используем каждый день на кухне. Технологический процесс выделения гелия очень сложный и дорогой. Для запуска системы «Энергия-Буран» по расчетам требовалось сотни килограмм гелия, без которого нельзя работать с жидкими водородом и кислородом, а эта смесь являлась горючим топливом и для «Энергии» (носитель), и для космического корабля «Буран».
В процессе запуска требовалось перекачать гелий разработанной нами компрессорной станцией в составе пусковых комплексов из баллонов, содержащихся в 25-ти железнодорожных вагонах, в баллоны ресивера комплекса. При реакции гелия с кислородом и водородом необходимы повышенные требования к его чистоте. Поэтому вместо обычных поршневых компрессоров, нами были разработаны специальные мембранные компрессоры с автоматической защитой от попадания масла. По нашему заданию такой компрессор был разработан институтом «НИИХИММАШ» в г.Москва и изготовлен заводом «Уралкомпрессор» в Свердловске.
При подготовке запуска пришлось отправиться в длительную командировку. Наверху, как обычно, планировалось осуществить пуск системы к очередному празднованию 7 ноября, но возникли неисправности при заправке компонентов носителя «Энергия». Потребовалось время на их выяснение и устранение. 15 ноября 1988 года ТАСС сообщило об удачном выводе в космос советского многоразового корабля «Буран». На «Буране» тоже были баллоны с гелием, который нужно было перекачать в специальные ресиверы, расположенные рядом с ВПП.
Какую же важную роль выполнял гелий? Во время работы в режиме ожидания баки носителя «Энергия» с водородом и кислородом заполнялись гелием для поддержания номинального давления, необходимого для передачи жидкого топлива из баков ракеты в двигатель.
По долгу службы мне пришлось побывать на месте посадки «Бурана». Этот момент незабываем. После томительного ожидания из облаков хмурого казахстанского неба выплывает «Буран» и над ним самолет сопровождения снижения ТУ-154. Можно понять ликование людей, ожидавших этого события, ведь они собственным умом и руками создали такое чудо. Беспилотный «Буран» совершил два витка вокруг земли в космическом пространстве и приземлился в точно заданном месте. Какие тонкости нужно было соблюсти в навигации этого полета, как и во многом другом, представляете?».
От учебы на пятерки до Книги рекордов Гиннесса
Правительство СССР по результатам реализации секретной программы «Энергия - Буран» в декабре 1990 года наградило «Орденом Почета», а в апреле 1996 года - медалью «Заслуженный конструктор Российской Федерации» нашего земляка Б.С.Голубева.
Несколько слов стоит сказать и о транспортировке «Бурана» к месту запуска на космодроме Байконур. Над решением этой задачи работали и наши инженеры Владимир Петрович Юшин («ЦАГИ») и В.Исаев с В.Благовым («Фирма В.А.Мясищева»). Решение было предложено авиаконструктором В.А.Мясищевым - модернизировать стратегический бомбардировщик М-3 в транспортный и на нем перевезти «Буран», закрепив сверху планера. Эта задача была успешно решена.
Полагаю читателям будет интересно узнать о том, что наши земляки - Б.С.Голубев, В.П.Юшин, В.Благов и В.Исаев учились в одном классе в школе №4 и в 1954 году закончили ее отличниками, а В.П.Юшин был награжден серебряной медалью. Все успешно окончили высшие учебные заведения и всю трудовую жизнь посвятили авиации. В их профессиональной работе важная роль отводилась математическим расчетам сложных технологических процессов, экономике, и тогда они часто вспоминали свою учительницу по математике Анастасию Семеновну Комарову, заслуженную учительницу РСФСР, которой 30 октября 2023 года исполнилось бы 105 лет со дня рождения. Живым - здоровья, а ушедшим в мир иной - вечная память.
Полет «Бурана» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и является непревзойденным до сих пор по причине посадки в автоматическом режиме. Сегодня еще живы те, кто работал над созданием и реализацией программы «Энергия-Буран», и они передают знания молодым инженерам. Заделы по данному космическому кораблю не растрачены окончательно. Системы автоматического пилотирования, разработанные в те годы, используются в современных истребителях и беспилотниках. Тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться и, надеемся, что в космос полетит новый «Буран», созданный уже современными раменчанами, которые увлекаются математикой и мечтают о покорении космоса.
Михаил Барков
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.