Столетие археологических раскопок Пустошинского могильника
/ История / Н.М. Кротов
В этом году наш край отмечает столетний юбилей археологических раскопок Пустошинского могильника. Данному юбилею посвящены осенние краеведческие чтения. В начале XX века село Пустоши входило в Судогодский уезд Владимирской губернии. На старых картах оно фигурирует как Гридино. Есть и ещё две карты XVIII столетия, где Пустоша имеет название городок Ковны, а деревня Чернятино на этих картах - Чарус.
Осенью 1923 года крестьянин села Пустоши С.Ф. Алексеев при рытье ямы под картофель вскрыл древнее погребение, которое находилось, по его словам, на глубине около 0,6 м и состояло из костяка и при нём бронзовых или медных вещей: шейных гривен, височных колец, ручных браслетов, малых спиральных колец, нарукавных нашивок и разнообразных подвесок. Летом 1924 года место находки посетил археолог Алексей Иванович Иванов.
Найденные крестьянином вещи были перевезены им в Исторический музей города Владимира. При опросе крестьян выяснилось, что подобные находки случались и ранее. При возвращении Иванов нашёл во Владимирском историческом музее две планшетки с двумя шейными гривнами, двумя браслетами и большой ажурной подвеской. По предположению Алексея Ивановича эти вещи были добыты Николаем Емельяновичем Макаренко в 1905 году, во время раскопок в Судогодском уезде.
В конце сентября 1924 года Алексей Иванович Иванов совместно с археологом Федором Яковлевичем Селезневым производят раскопки могильника, который был расположен на северо-восточной окраине села Пустоши, на трёх последних крестьянских усадьбах, позади надворных построек. Территория могильника до производства археологических раскопок была распахана под картофель. Площадь, занимаемая могильником, равнялась приблизительно 375 квадратным метрам. На вскрытой площади обнаружено 25 людских погребений (из которых два – трупосожжения, совершенные на стороне, остальные – трупоположения). Глубина могил колебалась в пределах 0,4—0,7 м. Предметный инвентарь могильника оказался довольно бедным. За исключением нескольких кусков шерстяной ткани и кожи, 3 черепков глиняной посуды, остатков железного ножа и нескольких раковин каури, он весь слагался из бронзовых женских украшений. Какие-либо предметы вооружения отсутствуют. По предположению археологов, несколько богатых инвентарём погребений были разрушены и расхищены ранее. На это указывают рассказы местных жителей о прежних находках и следы многочисленных старых картофельных ям, обнаруженных на месте могильника во время раскопок.
Покойники в могильнике положены на спину, вытянуто, с направлением головой преимущественно к юго-западу и северо-западу. Положение головой на Запад здесь встретилось только 2 раза из 25 случаев. На основании этого Алексей Иванович в отчёте делает вывод, что Пустошинский могильник - не славянское захоронение. Вывод этот ошибочный, так как не опирался на археологические исследования могильников более позднего периода. Положение тела покойника ориентировали на момент восхода и захода солнца в конкретный день. Солнце восходит на востоке и заходит на западе только два раза в год на весеннее и осеннее равноденствие.
Иванов высказал предположение, что по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который вероятно знаменует особую культуру. Характерными признаками этой культуры Алексей Иванович считал: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серёг с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.
Алексей Иванович Иванов делает вывод, что находки из Пустошинского могильника полностью совпадают с находками из Заколпинского и Жабкинского могильника, а также инвентаря из Касимовских курганов. Некоторое сходство отдельных вещей имеется с находками из Рязано-окских и Муромских могильников.
На основании этого Иванов делает вывод о существовавшей культуре Пустошинского могильника в пределах бассейнов рек Цны, Пры, Поли, Гуся и Колпи. Алексей Иванович делает предположение, что это и есть племя Мещёра. Он называет это племя финским, но вместе с тем отмечает, что в Пустошинском, Заколпинском, Жабкинском могильниках и Касимовских курганах отсутствуют какие-либо предметы вооружения. Что отделяет эту культуру от финской и от славянской. А.И.Иванов на основании находок и состояния скелетов делает предположение, что люди этого племени были коренасты, темноволосы. Об их отличном здоровье свидетельствует идеальная сохранность зубов. Из выводов Иванова следует, что племя занималось охотой, скотоводством, рыболовством и бортничеством. Археологический материал позволяет сделать вывод, что племя владело гончарным, литейным, кузнечным ремёслами, выработкой ткани и кожи.
В конце 70-х годов прошлого века в окрестностях г.Шибирган на севере Афганистана произошло одно из крупнейших археологических открытий - был обнаружен царский могильник рубежа н.э. с огромным количеством разного рода драгоценных изделий. Среди прочих находок «Золотого холма» (Тилля-Тепе - так называется место раскопок) была подвеска.
На ней есть композиция из центральной человеческой фигуры, обрамляющих ее коней (или драконов) и подвешенных на цепочках к основному украшению декоративных элементов. Надо сказать, среди археологических находок Афганистана подобные подвески не единичны.
Данные украшения обнаруживают просто поразительное сходство с огромным количеством шумящих подвесок, найденных на территории Руси, на рубеже 1-2 тыс.н.э.
«Шумящие подвески», как правило, почему-то считают этно-определяющим признаком финно-угров, хотя с аргументацией данной гипотезы серьёзные проблемы.
При этом очевидно, что на рубеже н.э. в Афганистане и в Индии не было ни финнов, ни угров (ни, тем более, племени меря). А находки «Золотой горы» уверенно связываются с индоевропейцами, как и многие другие подобные изделия.
На одном из собраний краеведов в Мещере выступил советник главы одного из районных центров восточного Подмосковья. В своей речи он произнёс такую фразу: «Вы русские здесь оккупанты!». Его в ответ спросили: «А Вы-то, кто?». Ответил он так: «Я Мещёрский!». Этот советник по всей видимости отрабатывал гранд, полученный от финского посольства. Финляндия давно занимается тем, что под видом поддержки малых народов России пытается посеять сепаратизм.
Нужно отметить, что захоронение на такой же глубине, как и в Пустошинском могильнике найдено и на Кривандинском некрополе. К тому же здесь были найдены бронзовые украшения, аналогичные Пустошинским. Что даёт нам право предполагать, что возраст как Пустошинского, так и Кривандинского могильников имеет тысячелетнюю историю.
Нам надо изучать всё то, что нашли в Пустошинском, Жабкинском, Заколпинском могильниках и Касимовских курганах, но на основании только предположений начала XX века не надо делать выводов об этнической принадлежности этой культуры. При наличии костных останков могильников необходимо сделать генетическое исследование, которое и позволит делать выводы.
Автор: Н.М. Кротов
Возраст: 12+
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.